[hide]Источник[/hide]
Автор: Сергей ДЕМКИНУ парапсихологов и ученых диаметрально противоположные точки зрения на жизнь после смерти. Первые считают, что энергоинформационная сущность (душа человека) продолжает существовать после смерти его физического тела и способна вступать в контакт с живыми людьми. Мужи науки отрицают это. Между тем есть немало достоверных фактов, свидетельствующих о том, что контакты с тонким миром не только происходят, но и оставляют материальные следы в нашей реальности. В частности, это относится к живописи.
Быть не может!
Впервые этот феномен стал известен в 1945 году, когда в Голландии начался судебный процесс по громкому делу торговца картинами — миллионера Хенрикуса Антониуса ван Меегерена, — которого обвинили в сотрудничестве с нацистами в годы оккупации. Одним из доказательств являлось полотно знаменитого голландского живописца XVII века Яна Вермеера Дельфтского «Христос и блудница». Картину обнаружили в личном музее рейхсмаршала Германа Геринга, а продал ее фашистскому главарю в 1943 году именно Меегерен за миллион гульденов.
Сразу после войны за сотрудничество с нацистами в Нидерландах судили строго. А тут речь шла о продаже национального достояния, в то время как сотрудники музеев с риском для жизни прятали бесценные предметы искусства. Никто не сомневался, что по приговору суда Меегерен будет повешен.
Однако, на первом же судебном заседании художник поставил судей в тупик. Прокурор обвинил его в пособничестве нацистам, выразившемся в том, что ради личной выгоды он продал им шедевр Вермеера, жемчужину в сокровищнице голландского искусства. В ответ Меегерен заявил, что полотно «Христос и блудница» написал он, а вовсе не классик.
На фото картина «Христос и блудница», в авторстве которой Меегерен был вынужден признаться на суде:
— Вы утверждаете, что эта картина подделка? Но ее подлинность установлена крупнейшим специалистом по живописи XVII века Абрахамом Бредиусом и подтверждена его коллегами. Они единодушны в том, что технику и манеру письма Дельфтского мастера невозможно подделать.
— Тем не менее я написал это полотно собственной рукой, а Вермеера, если хотите, можно считать соавтором, — настаивал обвиняемый.
— Но этого не может быть! Ведь великий живописец умер в 1675 году и поэтому не мог помогать вам писать «Христа и блудницу»!
— И все-таки это было именно так, — упорствовал Меегерен и в качестве доказательства поведал изумленным судьям удивительную историю своей жизни, которая не укладывалась в рамки здравого смысла.
В соавторстве с духом
Еще во время учебы в Академии изящных искусств у Хана ван Меегерена проявился талант живописца. Его первая большая картина с изображением интерьера церкви Святого Лаврентия в Роттердаме удостоилась премии. А в 1922 году Меегерен принял участие в большой выставке в Гааге с неожиданным для начинающего художника успехом: все его полотна были распроданы за несколько дней.
А вот критики встретили его творчество в штыки: кому нужны безнадежно устаревшие библейские сюжеты, да и таланта у этого Меегерена кот наплакал. Художник постарался не обращать внимания на разгромные отзывы, продолжал писать, пытался выставляться. И тогда по подсказке модных в то время живописцев, опасавшихся появления конкурента, ему устроили настоящую травлю. Кончилось тем, что отчаявшийся Хенрикус покинул родину, перебравшись во Францию, но и там не добился признания. С горя начал пить, от него ушла жена. В конце концов от безысходности ван Меегерен решил покончить с собой.
В этот момент перед его мысленным взором возник седовласый старец, который строго сказал:
— Не бери на себя великий грех перед Богом. Ты погубишь не только душу, но и ниспосланный свыше талант, который у тебя есть. Меня тоже не признавали, но я не сдавался. Последуй моему примеру, а я помогу тебе.
— Кто ты? — спросил потрясенный Меегерен.
— Ян Вермеер.
Так, по словам Хенрикуса Антониуса ван Меегерена, произошло их фантастическое знакомство. Для художника оно оказалось судьбоносным. Меегерен перестал прикладываться к бутылке и вновь взялся за кисть. Он проводил за мольбертом долгие часы и временами начал замечать, что его рукой водит кто-то другой.
Он стал отдавать предпочтение холодным светлым тонам, которые раньше не любил. Постепенно достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, как это было на полотнах Вермеера. А когда стал автоматически выписывать замысловатую монограмму Вермеера, то понял, кто был его невидимым наставником.
Потом покойный художник начал зримо являться перед своим подшефным. Учил изготавливать краски по старинным рецептам, покупать в лавках работы неизвестных средневековых художников, смывать с них краски и рисовать на старых холстах, после чего искусственно состаривать картины, чтобы они потемнели и на них появились кавелюры — трещинки на верхнем слое краски. А вот большое полотно на библейский сюжет Дельфтский мастер начал писать сам рукой Меегерена, причем это растянулось не на один месяц.
В 1932 году всех, кто интересовался живописью, ждало сенсационное открытие. В одной из частных коллекций обнаружилось ранее неизвестное полотно Вермеера «Христос в Эммаусе».
Эксперты провели экспертизу, которая установила, что и полотно, и краски — все настоящее: XVII век. Находку при посредничестве комиссионера, художника Ван Меегерена, приобрел за 550 тысяч гульденов (целое состояние по тем временам) Музей Бойманса — ван Бёнингена.
Столь высокая цена объяснялась тем, что Вермеер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие оказалось невелико. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696 года, значилась 21 картина, а в 1930-е годы из них были известны 16 и только 4 находились в Нидерландах.
Поэтому можно понять покупателя «Христа в Эммаусе», который попросил посредника ван Меегерена «прочесать» частные коллекции на юге Франции и севере Италии. К его радости, тот нашел еще несколько картин Вермеера.
Давая показания в суде, ван Меегерен утверждал, что эти картины вышли из-под его кисти, а всего он написал в соавторстве с духом голландского живописца около десятка полотен. Причем когда однажды он спросил Вермеера: «Зачем тебе все это нужно?» — дух мастера якобы ответил: «Чтобы продолжать открывать людям красоту окружающего их мира».
Рукой мастера
Признание обвиняемого было настолько фантастичным, что вызывало сомнение в его здравом уме. Но ван Меегерен настаивал, что все рассказанное им правда, и брался доказать это:
— Дайте мне краски и кисти, — умолял он. — Я напишу еще одного Вермеера, и тогда вы поверите мне.
После долгих споров и сомнений суд все же решил провести следственный эксперимент. Художника снабдили всем необходимым. С августа по ноябрь 1945 года в хорошо охраняемом доме в присутствии экспертов он создавал новую картину Дельфтского мастера.
Правда, никто из надзиравших за ним специалистов не знал, что еще в самом начале к Меегерену явился дух Вермеера, обнадеживший обвиняемого: «Ты будешь оправдан, я помогу тебе, — пообещал он. — Твоей рукой я напишу «Христа, проповедующего в храме», так что ни у кого не останется сомнений в нашем совместном творчестве».
Когда полотно было закончено, эксперты оказались перед сложным выбором. Признать, что картины ван Меегерена, ранее приписываемые великому голландцу, подделка — значит расписаться в собственной профессиональной несостоятельности. Но и против очевидного факта, что все полотна сделаны одной рукой, не пойдешь.
А то, что речь идет о жизни невинного человека — самого художника, похоже, их не волновало. В конце концов они вынесли хитроумный вердикт, заявив, что Меегерен, судя по написанной при них же картине, мог быть (!) автором и остальных «вермееров».
Обвинение в коллаборационизме и расхищении национального достояния с Меегерена сняли. Но тут же повесили другое — мошенничество в особо крупных размерах. В общей сложности продажа «совместных» картин принесла ему более двух миллионов фунтов стерлингов. Однако, суд присудил ему всего один год тюрьмы. Художник уже строил планы о творческой жизни в заточении, но 30 ноября 1947 года неожиданно скончался от инфаркта.
Феномен психографии
В то время о психографии или автоматическом письме, когда человек только держит в руке карандаш, ручку или кисть, а они сами движутся по бумаге помимо его воли, ничего не было известно. Поэтому случай с ван Меегереном остался загадкой. Но во второй половине XX века исследователи паранормальных явлений обнаружили, что процесс получения смысловой информации помимо воли человека — не такая уж редкость.
Случаи проявления этого феномена могут быть весьма разнообразны и по форме, и по содержанию. Причем усопшие художники чаще других людей искусства стремятся продолжить творчество на этом свете. Приведем несколько наиболее известных примеров.
Удивительный случай произошел в апреле 1973 года: через три месяца после смерти Пабло Пикассо англичанин Питер Кроуфорд, инженер по профессии, вдруг почувствовал непреодолимое желание рисовать. Купил кисти, краски, натянутые на подрамники холсты и все свободное время стал проводить за мольбертом. Вскоре он заметил, что его занятиями живописью руководит кто-то посторонний, заставляя механически писать картины. Причем Питер рисовал их очень быстро, без подготовительных эскизов и без исправлений, и на каждой ставил отчетливую подпись — Пикассо.
Нечто подобное случилось с голландцем Г. Мансфельдом, который до 46 лет никогда не брал в руки кисть и в обычном состоянии не может нарисовать даже простейшую картинку. Периодически он впадает в транс и пишет отточенные по технике и сложные по композиции картины в разном стиле, причем левой рукой, хотя и не левша. По мнению искусствоведов, они настолько разнородны по стилю, что принадлежат кисти разных виртуальных художников.
Двумя руками
В качестве другого примера можно привести феномен бразильского психолога Луиса Гаспаретто. Находясь в состоянии транса, он провел более ста публичных сеансов «загробной живописи». Однажды прямо перед телекамерой он написал 21 картину. Причем на каждую тратил всего от 5 до 30 минут. Эксперты признали их творениями таких прославленных мастеров, как Леонардо да Винчи, Дюрер, Ренуар, Сезанн и Пикассо.
Причем медиум рисовал шедевры не только очень быстро, но и сразу двумя руками на двух разных полотнах. По словам Гаспаретто, он делает это, потому что каждой рукой одновременно пишет один из великих художников, пребывающих в тонком мире. Поэтому он может рисовать картины даже в полной темноте. Сам Гаспаретто убежден, что такие усопшие мастера используют его в качестве инструмента с целью показать, что жизнь продолжается и после смерти.
Это же загадочное проявление загробного творчества наблюдается и у бразильянки Марии Гертруды Коэльо. Эта женщина никогда не училась рисовать, да и художницей себя не считает. Но ей достаточно приготовить набор масляных красок, холст и погрузить себя в глубокий транс, чтобы создать настоящий шедевр. Столь громкое определение применительно к ее картинам вовсе не преувеличение, потому что она с удивительной точностью копирует полотна таких мастеров, как Веласкес, Ван Гог, Ренуар, Матисс. К тому же на каждом холсте стоит автограф автора.
Сама Мария утверждает, что ее руками управляют духи великих художников. Сначала у нее возникает телепатическое приглашение мастеров приняться за работу, после чего ее руки начинают двигаться сами по себе. Причем она не пользуется кистью, а все картины рисует только пальцами. Скорость же, с какой они мелькают в воздухе, просто завораживает очевидцев.
По словам сеньоры Коэльо, ей далеко не всегда удается установить связь с тонким миром. Парапсихологи, исследовавшие феномен необычной художницы, считают, что возможность контакта зависит не от нее, а от физического состояния энергетического канала связи, который, очевидно, периодически не пропускает волны из тонкого мира. Кстати, в нашем мире так иногда бывает с радиоволнами.
[hide]Источник[/hide]
Автор: Сергей ДЕМКИН